З
а
п
о
л
н
и
т
ь

а
н
к
е
т
у

Мы активно работаем над качеством предоставляемых услуг, и просим вас ответить на несколько вопросов. Участие в анкетировании анонимно и займет у вас не более 5ти минут."

В Музее истории костромского края начала работать очередная мини-выставка, посвященная Феодоровской иконе Божией матери

29 Августа 2017

ИКОНА ФЁДОРОВСКОЙ БОГОМАТЕРИ

Со времени принятия христианства Россия считает себя находящейся под особым покровительством Богоматери. В большинстве русских городов средневековья соборы освящались во имя Успения, что отражало особую градохранительную роль Богородицы. Чудотворных и почитаемых богородичных икон насчитывается более 1000. Не все из них получили статус всероссийских святынь, но почти в каждом регионе были свои почитаемые иконы Богоматери.

Чудотворная икона Богоматери Фёдоровской – палладиум города Костромы. Один из немногих образов, переживших монгольское нашествие. Согласно «Сказанию о явлении и чудесах иконы Богоматери Фёдоровской» само появление иконы в Костроме связано напрямую с этим бедствием. В 1239 г. орды Батыя дошли до города Городца на Волге, разорили его, сожгли церкви и монастыри. Немногим удалось спастись, покинула город и икона Богоматери.

По легенде, в Успеньев день богородичную икону пронёс через Кострому воин, похожий на великомученика Фёдора Стратилата, во имя которого был освящен городской собор. Костромскому князю Василию эта икона явилась на другой день после праздника Успения, во время его охоты в лесу близ речки Прудницы. Он увидел икону на высокой сосне, но снять её смогли только после долгих молитв князя вместе с соборным клиром и горожанами. Перенесли её в храм Фёдора Стратилата, где бывшие в Костроме по торговым делам некоторые из жителей Городца опознали в обретенной иконе свой пропавший образ. Храм Фёдора Стратилата в XIII в. был деревянным. При скученности застройки пожары были часты. При одном из них храм сгорел. Через три дня икону нашли на пепелище невредимой. Вскоре храм вновь построили, но опять случился пожар. На этот раз костромичи видели чудотворную икону над пламенем «на воздухе стоящей».

В серии чудес образа – помощь костромcкому войску в битве с татарами. Во время сечи лучи, исходящие от иконы, ослепили врагов, и они бежали с поля боя. Это чудо сближает Фёдоровскую икону с чудотворной Владимирской, которая также, нестерпимым сиянием ослепив врагов, помогла князю Андрею Боголюбскому в битве с булгарами. Иконы близки по иконографии, только обнаженная до колена левая ножка младенца Христа служит приметой Фёдоровской.

Чудотворная икона двусторонняя: у нее на обороте писан образ Параскевы Пятницы – хранительницы семейного благополучия, целительницы от недугов душевных и телесных; ей молятся о чадородии, она «бабья святая» – льняница, покровительница женского рукоделия и торговли.

Согласно «Сказанию о явлении и чудесах иконы Богоматери Фёдоровской» князь Василий повелел на месте явления богородичного образа выстроить храм Спаса Нерукотворного и учредить монастырь. (Монастырь был упразднен в 1764 г., а храм, не раз перестроенный, стоит на том же месте и ныне).

После чудесного спасения иконы из пламени второго пожара на совете у князя Василия горожане решили построить каменный Успенский храм. Однако историки считают, что первый каменный храм в Костроме был построен лишь в XVI в. Собор строился как реликварий для главной святыни города, потому, отступив от традиции, алтарь поставили не на восточной, а на северной стороне, направив его в сторону явления чудотворного образа.

После польско-литовского нашествия и Смуты в 1613 г. Земским собором в Москве был избран новый царь. Депутация Земского собора прибыла 14 марта в Кострому в Ипатьевский монастырь, чтобы получить согласие Михаила Фёдоровича Романова принять скипетр и державу царства Московского. Чудотворной иконой Богоматери Фёдоровской инокиня Марфа благословила сына на царство. С этого времени икона стала особо почитаться Домом Романовых и обрела статус общерусской святыни. Покровительница и защитница семейного очага, помощница при трудных родах икона Богоматери Фёдоровской вместе с образом Параскевы Пятницы – самый почитаемый женский образ-оберег. Праздник в честь образа был установлен 16 (29) августа от Успенского собора к месту явления шел крестный ход.

Широкое почитание иконы Богоматери Фёдоровской проявилось в распространении списков «в меру и подобием». Один из списков чудотворного образа стоял в алтаре собора и имел богатый приклад. Участие чудотворного образа во всех городских крестных ходах не лучшим образом сказывалось на сохранности красочного слоя иконы. Первое известное нам поновление иконы было в 1636 г. по повелению царя Михаила Фёдоровича, после еще несколько раз ее поновляли и починивали. Двусторонние списки редки, в основном заказывали лишь богородичный образ. Строгие рамки традиции, канона, не позволяли отступать от образца, но каждый иконописец в письме списков по-своему понимал и выражал глубину страдания, печали или радости материнства.

«Сказание о явлении и чудесах иконы Богоматери Фёдоровской» было опубликовано в Прологе 1662 г. К концу XVII в. сложилась изобразительная история образа. В её создании принимал участие знаменитый костромской изограф Гурий Никитин. Каждый иконописец, следуя иконографии клейм сказания, вносил в них своё видение образа и города, отчего клейма становились изобразительным документом истории. (Рама с клеймами явления и чудес образа. XVIII в.)

Почти все костромские иконы анонимны, но наверное, каждый костромской иконописец не раз писал на заказ списки иконы Богоматери Фёдоровской. Они позволяют проследить историю образа. На выставке представлены списки с иконы, выполненные после чётвертого поновления в 1745 г., в котором принимали участие костромские иконописцы Иван Андреев и Василий Никитин Вощин. Последний часто писал списки с чудотворной иконы.

В катастрофический пожар 1773 г. собор сгорел изнутри. Чудотворную икону удалось спасти, но погиб весь иконостас и драгоценный приклад к образам. Иконостас собора был восстановлен, чудотворная икона поставлена слева от царских врат, а в 1783 г. к ней заказали серебряную раму с черневыми клеймами явления и чудес Богоматери (исполнил костромской серебряник Г. С. Ратьков).

Оклады на чудотворный образ заменяли несколько раз. Мастера-серебряники подражали окладу чудотворной иконы, создавая украшения к спискам «мерой и подобием». Вероятно, оклад середины XVIII в. (икона в собрании музея-заповедника КМЗ КОК 17573/23/1-2) в чеканке воспроизводит литые праздники на полях, известные по описанию в Писцовой книге. Праздник Успения Богородицы выделен особо, и находится не на поле, а на окладе, увеличен в размере, чем подчеркнута связь с днём обретения и пребывания образа в Успенском храме.

Образ Богоматери Фёдоровской отливали из медных сплавов в разных старообрядческих литейных мастерских, в том числе и местные ювелиры. В 1913 г. на торжествах в Костроме по случаю 300-летия Дома Романовых царю Николаю II красносельские ювелиры преподнесли 3 тысячи нательных образков Фёдоровской Богоматери.

В настоящее время икона находится в Богоявленско-Анастасьином монастыре и на ней – современный оклад.

В экспозицию вошли многофигурные жанровые композиции из жизни крестьян и горожан, анималистические работы, волжские панорамы, городские пейзажи и натюрморты. Картины выполнены в технике холст-масло и холст-акрил. Всего более 80 живописных произведений.
На выставке представлена творческая деятельность Вячеслава Михайловича с 70х годов по настоящее время. Это художественные и театральные работы, графика, модели одежды из разных коллекций.
Выставка «Простые люди» носит ретроспективный характер, включает в себя работы из фондов музея-заповедника и частной коллекции. Всего в экспозицию войдут более 70 живописных произведений разного времени, в основе – бытовой жанр: Цареву нравилось писать жителей столичных окраин, обитателей коммунальных квартир...
На выставке можно будет увидеть личные вещи революционеров, оружие того времени, живописные портреты вождей, символику революции и многое другое. А также сфотографироваться с Владимиром Ильичом Лениным и другими лидерами Октябрьской революции, увидеть фото революционной Костромы, погулять по её улицам с помощью мультимедиа-программы.