З
а
п
о
л
н
и
т
ь

а
н
к
е
т
у

Мы активно работаем над качеством предоставляемых услуг, и просим вас ответить на несколько вопросов. Участие в анкетировании анонимно и займет у вас не более 5ти минут."

Историко-культурный музей села Завражье

ИСТОРИЯ МУЗЕЯ

 

Завражье – удивительное село, удаленное от автомагистралей и, казалось бы, затерянное на просторах обширной Костромской области, отличается своей богатой историей и насыщенной культурой.

Завражье – это:

- родина и место творческого поиска Андрея Тарковского, кинорежиссера с мировым именем, картинами которого восхищается весь мир;

- место богослужения священников из семьи Флоренских, которое прославлял в своих трудах отец Павел Флоренский;

- место битвы, в которой местные крестьяне в эпоху Смутного времени разгромили войско одного из самых удачливых полководцев Лжедмитрия I – полковника Лисовского;

- одно из мест на пути паломничества юного Михаила Романова – родоначальника династии Романовых;

- удивительная природа, которая подвигла преподобного Макария Унженского и Желтоводского на строительство обители в Макарьеве – городе, расположенном в относительной близости к Завражью;

- место, затопленное в советское время и хранящее под гладью реки Волги немало удивительных тайн;

- экологический рай, в котором слияние трех рек: Волги, Немды и Унжи, на километры разливающих свои воды, воодушевляет на творчество и добрые дела.

***

От села Завражья начинается жизненный путь гениального художника, всемирно известного кинорежиссёра Андрея Арсеньевича Тарковского, фильмы которого стали неотъемлемой частью культуры нашего века. «Иваново детство», «Андрей Рублев», «Солярис», «Зеркало», «Сталкер», поставленные зарубежом «Ностальгия» и «Жертвоприношение» – в каждом из этих фильмов художник утверждает идею самоценности личности, неистребимую веру в добро, которое в конечном счете должно обязательно победить – и в истории, и в человеческой душе, и в искусстве.

Родился Андрей Тарковский 4 апреля 1932 года в селе Завражье Юрьевецкого района Ивановской области (теперь Кадыйский район Костромской области). Здесь с 1930-го года жила его бабушка Вера Николаевна и её второй муж Николай Матвеевич Петров, который закончил медицинский факультет московского университета. Врачом он был от Бога! У него была замечательная интуиция, опыт и знания, мягкие и точные руки хирурга. Эти руки помогли появиться на свет Андрею. Весной 1932 года к Петровым приехала дочь Мария и зять Арсений Тарковские. Они ждали первенца. Путь из Москвы до Завражья был неблизкий и трудный. Сначала – поездом до города Кинешмы, а от Кинешмы – на лошадях в розвальнях вдоль Волги до Юрьевца, потом по замерзшей реке до Завражья. Был март и Волга вот-вот должна была вскрыться. Дорогой будущую маму растрясло, поэтому роды начались неожиданно в ночь на 4 апреля. Отвезти Марию Ивановну в больницу уже не было возможности. Рожала дома на обеденном столе. Вот как вспоминает о своем появлении сам Андрей Арсеньевич и говорит словами героя фильма «Зеркало»: «… Мне с удивительным постоянством снится один и тот же сон. Дом моего деда, в котором я родился сорок с лишним лет назад, прямо на обеденном столе, покрытом белой крахмаленной скатертью…».

Неудивительно, что именно здесь, в самой глубинке России, в старинном русском селе, был открыт «Историко-культурный музей с. Завражье Костромской области», музейное собрание которого представляет собой историю жизни двух великих людей XX века, чьи судьбы тесно переплетены с завражной землей – А.А. Тарковского и П.А. Флоренского.

Инициаторами создания музея были Галина Александровна Голубева краевед, учитель истории, директор Завражной школы и сестра режиссера Марина Арсеньевна Тарковская.

В 1989 году Галине Александровне подарили книгу М. А. Тарковской «О Тарковском», из которой ей стало известно, что кинорежиссёр родился в нашем селе, в 2-х этажном доме, в котором врач Николай Матвеевич Петров снимал комнаты на втором этаже.

Начались поиски дома, но такового в с. Завражье не было найдено. Вскоре со слов Николая Петровича Афонова, председателя Завражного сельсовета, который занимался в 1950-е годы вопросом о переносе домов по причине затопления берега на новое место, была выяснена дальнейшая судьба дома. Дело в том, что в середине 1950-х гг., в связи со строительством Горьковской ГЭС, было затоплено много сел и деревень. Не избежало этой участи и Завражье. Ушла под воду та его часть, где родился Андрей Тарковский. Дом, в котором он появился на свет, чудом уцелел. Второй этаж этого дома в годы затопления было решено поднять наверх. Галина Александровна выяснила, что в 1932 г. после смерти владельца Кудряшова дом был продан, а в 1941 г. в здании размещали детей из Витебского детского дома. В дальнейшем в доме размещался интернат для школьников из ближайших деревень. После строительства новой школы со спальным корпусом на 120 мест в 1980 г., руководство района приняло решение снести здание, но т. к. при школе было много техники, его оставили под гараж.

После полученной информации у Г.А. Голубевой появляется мечта – создать музей А. Тарковского. Она обратилась к областным властям, в министерство культуры, и в 1993 г. получила разрешение от администрации области на реставрацию дома. После подготовки проекта и сметной документации по заказу управления культуры, реставрация дома была включена в федеральную программу «Наследие», которая впоследствии не смогла выполнить свои планы. Дело приостановили.

В 1999 г. Марина Арсеньевна Тарковская обратилась в сельсовет с просьбой оформить дом в собственность. Здание находилось в аварийном состоянии и Марина Арсеньевна с Галиной Александровной нашли спонсоров для восстановления здания. И в 2002 г. после передачи дома в район, глава местной администрации В.Г. Визгунов принял решение о создании музея в с. Завражье.

В дальнейшем были организованны встречи с художниками, реставраторами и музейными работниками, на которых обсуждали будущее оформления музея.

К этому времени становится известно, что Пречистенский приход с. Завражье связан с именами предков замечательного русского энциклопедиста, религиозного мыслителя, священника Павла Флоренского, которые служили в храмах Завражья и его окрестностей.

Удивительна и трагична судьба священника русской православной Церкви, отца Павла Флоренского, человека многосторонне одаренного. Физик и химик, математик и инженер, богослов и искусствовед. Его сравнивают с Леонардо да Винчи, Ломоносовым, Паскалем… Павел Флоренский признан уникальным явлением отечественной и мировой культуры. Он оставил значительные труды по философии, богословию, эстетике, теории языка, математике и физике, электротехнике. Уже в начале нашего века о. Павел пришел к идеям, которые позднее стали основополагающими в кибернетике, теории искусства. Он был одаренным астрономом, прекрасным музыкантом, поклонником Баха и Бетховена, владел латинским, древнегреческим и большинством европейских языков, а также языками Кавказа, Ирана и Индии. Павел Флоренский оставил богатейшее наследие во всех областях знаний.

Архимандрит игумен Андроник – внук П.А. Флоренского – учёный богослов, архивист, историк помогает Завражью в возрождении духовности. Он совместно с сотрудниками Московского музея священника Павла Флоренского были инициаторами и участниками реставрации храмов Сошествия святого духа и Рождества Богородицы в с. Завражье. В 1996 г. игумен Андроник (Трубачев), являясь директором музея Павла Флоренского в г. Москве ходатайствовал о создании музея своего предка и в селе Завражье. В результате Мариной Тарковской и игуменом Андроником было принято решение разместить экспозицию о священнике Павле Флоренском в доме Тарковских. Так был создан музей двух гениальных людей под одной крышей.

Экспозиция в зале А. Тарковского создавалась Рашидом Сафиулиным, художником фильма «Сталкер» и Мариной Арсеньевной Тарковской, которая передала музею вещи, документы, книги А. Тарковского в бессрочное пользование.

Проект оформления зала Павла Флоренского был выполнен художником-иконописцем Московского музея священника П. Флоренского Марией Анатольевной Люкшиной. Ксерокопии документов, предметы из лаборатории о. П. Флоренского, фотографии и книги были переданы внуком П.А. Флоренского, игуменом Андроником (Трубачевым) во временное пользование.

Усилия этих и многих других людей не пропали даром. 30 октября 2004 года состоялось открытие музея, директором которого была назначена Галина Ивановна Захарова, учитель русского языка и литературы, которая тоже принимала активное участие в создании музея.

С первых дней работы музей стал центром культурной и научной деятельности села, района и всей области.

С 1 сентября 2009 года по решению администрации Костромской области музей приобрёл статус областного государственного учреждения культуры. А с 1 сентября 2016 г. Историко-культурный музей с. Завражье стал филиалом Костромского государственного музея-заповедника.